Владимир Григорьевич Шухов родился 16
августа 1853 г. в небольшом провинциальном г. Грайвороне Белгородского уезда
Курской губернии. Родители воспитали в сыне целеустремленность, трудолюбие,
проницательность и жажду к знаниям. В одиннадцатилетнем возрасте Володя Шухов
поступил в Петербургскую гимназию, в которой проявил способности к точным
наукам, особенно к математике, и закончил обучение в 1871 г. с блестящим
аттестатом. Выбор профессии был однозначным. Кроме математических способностей,
у Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером, практической
деятельностью способствовать развитию России.
Вот неполная «азбука» изобретений
Шухова. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые это создано русским и в
России!
§ А — всем знакомые
авиационные ангары;
§ Б — баржи
нефтеналивные, ботопорты (огромные гидротехнические затворы);
§ В — воздушно-канатные
дороги, столь популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в
мире висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни;
водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже;
§ Г — газгольдеры
(газохранилища);
§ Д — доменные печи,
высотные дымовые трубы из кирпича и металла;
§ Ж — железнодорожные
мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки;
§ 3 — землечерпалки;
§ К — котлы паровые,
кузнечные цехи, кессоны;
§ М — мартеновские печи,
мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины;
§ Н — нефтяные насосы,
позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый
в мире нефтепровод, длиной 11 км! Он был построен в Баку: «Балаханы — Черный
город»;
§ П — пакгаузы,
специально оснащенные порты;
§ Р — первые в мире
цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная — Шаболовская в Москве;
§ Т — танкеры,
трубопроводы;
§ Ш — шпалопрокатные
заводы;
§ Э — элеваторы, в том
числе «миллионники» в Саратове и Козлове.
Каждая «буква» включает множество вариантов и
могла быть стать предметом национальной гордости любого народа.
 Не менее обширна и география
распространения в России изобретений замечательного инженера. Паровые котлы его
системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до
Архангельска, от Петербурга до Владивостока. В. Г. Шухов — создатель
нефтеналивного флота в России, он руководил проектированием и постройкой
первого российского танкера. По его проектам создавались точные чертежи в
Москве. Сборка .огромных стальных клепаных барж длиной от 50 до 130 м (что по
тем временам было чудом техники) осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917
г. было построено 82 баржи.
|